Первые лютеране Ярославле и окресностях

Доподлинно известно, что уже в XVII веке существовали лютеранские общины в Ярославле и Вологде. Предпосылкой для появления этих общин послужило распространение Реформации в Европе. В Прибалтике протестантизм был широко распространён с середины XVI века, в основном благодаря деятельности Андреаса Кнопкена, ученику известного реформатора из северной Германии Бугенхагена. Уже в 1522 году Андреас Кнопкен осуществлял миссионерскую деятельность в Риге. Ярославль и Вологда располагались в относительной близости. Это послужило причиной появления и распространения новой развивающейся и укрепляющейся религии на территории России, чего в какой-то степени невозможно было избежать.

Первыми протестантами в Ярославле и Вологде были специалисты, которых царь Иван IV Грозный (1533-1584) пригласил для работы. Это были архитекторы, врачи, офицеры, люди, занимающиеся торговлей, и оружейные мастера. С середины XVI века они работали и жили в том числе в Ярославле, Рыбинске и Великом Устюге.

Ещё одной причиной увеличения числа евангелических христиан-лютеран на этой территории были пленники Ливонской войны (1558-1583), которых поселили в Ярославле и окрестностях. Во время Ливонской войны велись сражения между Россией и Ливонским орденом, государственным образованием немецких рыцарей в Прибалтике, за выход к Балтийскому морю.

Когда точно была построена первая лютеранская церковь в Ярославле неизвестно, однако, после 30-летней войны (1618-1648) в России и, в частности, в Ярославле появилось большое количество протестантских солдат, они и построили в Ярославле небольшую деревянную церковь.

В 1742 году на 19 лет в Ярославль был сослан курляндский герцог Эрнст Иоганн Бирон (нем. Ernst Johann von Biron), с которым в эту ссылку отправился и домашний врач и пастор Гове. После отъезда Бирона из Ярославля, верующие вновь остались без постоянного духовного попечения.

В 1817 году в Ярославле образовалась небольшая лютеранская община, однако, пока еще лишённая официального статуса и собственного пастора.

В России самостоятельные общины разрешили создавать только после придания всей Евангелическо-Лютеранской Церкви официального правового статуса. Это произошло в 1832 году, когда был подписан царём Николаем I „Указ об официальном статусе Евангелическо-Лютеранской Церкви“. После этого общины стали объединяться в церковные округа. Так, например, возник округ Ярославль-Кострома-Вологда, который включал в себя общины в Ярославле, Костроме, Вологде, Рыбинске, Сумароково (совр. Костромская область), Каменке (совр. Ярославский район Ярославской области). Вместе с ещё 118 общинами община в Ярославле относилась в Петербуржской консистории (данные 1917 года).

Строительство Евангелическо-Лютеранской Церкви свв. Петра и Павла в Ярославле, а также церквей в Рыбинске, Костроме и Вологде

Ярославль

В 1840 году в Ярославль совершил визит Император Николай I. Церковный совет не мог упустить такой хорошей возможности и передал через генерал-адьютанта графа Бенкендорфа прошение о строительстве лютеранской церкви в Ярославле и в этом же году начался сбор средств. Особая заслуга в осуществлении строительства церкви принадлежит принцу Петру Георгиевичу Ольденбургскому (нем. Konstantin Friedrich Peter von Oldenburg), который составил прошение лично Императору, который в итоге пожертвовал на строительство 12000 рублей. Такое отношение к судьбе ярославских лютеран было неслучайно, Петр Георгиевич родился в Ярославле 14.08.1812 года. В течении жизни он посещал Ярославль дважды в 1831 и 1856 годах.

Первоначально строительство лютеранской церкви планировалось на площади Бориса и Глеба где ранее находились православные церкви Бориса и Глеба. Однако, подобное решение приняло сопротивление со стороны Православной церкви и строительство лютеранской церкви было решено перенести на улицу Борисоглебскую (совр. ул. Свердлова), где среди гражданской застройки в 1846 году была построена Евангелическо-Лютеранская церковь свв. Петра и Павла, освященная в честь апостолов Петра и Павла. В 1847 году в церкви был установлен колокол, после чего спустя 2 года церковь была полностью завершена.

 

С 1846 по 1862 гг. духовное попечение над общиной в Ярославле осуществлял проповедник из Нижнего Новгорода. Однако, расстояние не позволяло проводить служение в нормальных условиях, а к 1862 году численность лютеран возросла до 600 человек, что по-новому поставило вопрос о назначении пастора в Ярославль, постоянно проживающего в городе.

Рыбинск

В 1874 году в Рыбинске была построена деревянная Евангелическо-Лютеранская Церковь Христа Спасителя на 250 мест (участок совр. ул. Пушкина между РГАТУ им. П. А. Соловьева и недействующим католическим костёлом Сердца Иисуса). Ввиду возросшего количества прихожан и обветшания деревянной церкви в 1912 году, членами общины был начат сбор средств на строительство новой каменной церкви, к сожалению планам общины не суждено было сбыться.

Кострома

В 1880 году в Костроме также была построена Лютеранская Церковь на перекрестке Власьевской улицы и Царевского переулка (ныне улицы Симановского и Спасокукоцкого) в . После революции кирха была закрыта, башня у нее - снесена, а сама она переоборудована в спортзал. В 1962 году здание было кардинально перестроено.

 

Вологда

В 1897 году в Вологде была построена Евангелическо-Лютеранская Церковь Вознесения Господня. Закрыта церковь в 1929 году. Ее помещение было передано под культурные цели Вологодского латышского общества – Латышского клуба. Вологодское латышское общество – культурно-просветительская и благотворительная организация, образованная в Вологде в 1914 году латышами. Общество организовывало вечера, концерты, оказывало своим членам материальную помощь. Распущено в 1930-х годах. В первые годы после окончания Великой Отечественной войны в здании бывшей кирхи жили немецкие военнопленные, занимавшиеся масштабной реконструкцией стадиона «Динамо». В 1950-1960-е годы в церкви разместилась областная детская спортивная школа №2 ОБЛОНО на 370 человек. С середины 1980-х здание стояло пустым. Снесено в конце 1980-х годов.

Сумароково и Каменка

В начале XX века в Ярославскую и соседние губернии начали переселятся крестьяне лютеранского вероисповедания. Так возникли поселение практически полностью состоящие из лютеран. Латышское поселение Сумароково в Костромской губернии (совр. Костромская область), а также эстонское поселение Каменка в Ярославской губернии (совр. Ярославский район, Ярославской области). В Каменке существовал молитвенный дом на 40 мест, который также использовался как школа.

Пасторы церковного округа до 1923

Первым пастором общины в Ярославле был выбран Оскар Фромхольд Мирзалис (нем. Oskar Fromhold Mirsalis) (рожд. 27.02.1838). Был ординирован на служение в общине 16.06.1863. В Ярославле проживал в служебной квартире для содержания которой существовала специальная касса в размере 400 рублей. С 1863 по 1873 помимо служения в общине был гарнизонным проповедником, после 1873 года продолжил своё служение в Смоленске.

В 1872 году община выбрала в качестве пастора армянина Израэля-Бек Долуханянца (рожд. 08.12.1840). Был ординирован на служение 06.07.1869. В период с 1840 по 1872 он жил в Баку. После ординации он получил своё первое место в качестве пастора в церковном округе Ярославль-Кострома-Вологда, где он нёс своё служение до 1890 года. Во время служения пастора Долуханянца в общине был построен Дом Пастора (1875-1876 гг), до наших дней не сохранился. Находился рядом с кирхой на современной улице Чайковского на месте Областной стоматологической поликлиники.

Третьим пастором стал Леонард Карл Готфрид Кёнигсфельд (нем. Leonard Karl Gottfried Konigsfeld) (рожд. 02.03.1862 в Тарту). Он изучал теологию в Тарту, и 17.04.1888 его ординировали в Москве, где он был помощником главного пастора Собора свв. Петра и Павла. Также во время своей жизни в Ярославле пастор Кёнигсфельд был преподавателем Ярославского кадетского корпуса. До 1923 года он служил пастором в церковном округе Ярославль-Кострома-Вологда, в 1923 году он выехал из страны. Он отошёл в вечность 01.01.1945 в Потсдаме.

С момента основания церковного округа число лютеран увеличивалось, строились новые церкви. К 1917 году в России насчитывалось 3.700.000 лютеран, что составляло 5% населения страны. К ним относились и около 2.000 членов округа Ярославль-Кострома-Володга (по статистическим данным 1905 года: 1.000 эстонцев, 720 немцев, 660 латышей).

Революция 1917 года и её последствия для общин

После революции 1917 года институт церкви был разрушен. Консистории вместе с руководителями прекратили своё существование. Революция, гражданская война и ведение антирелигиозной политики в советское время оказали негативное влияние на церковь.

Как и все остальные, Ярославскому округу пришлось подчиниться политическим требованиям. Община потеряла свои банковские активы. Капитал кассы церковного округа, предназначенный для его поддержки, перешёл в собственность государства. Церковное здание больше не принадлежало общине (такое положение сохраняется до сих пор), построенное с любовью и на деньги членов общины и их предков, оно теперь стало собственностью государства, которое ещё не имело чёткой формы. Члены общины могли теперь только пользоваться зданием столько и таким образом, на сколько это позволял регламентированный договор.

Декретом советской власти от 11.12.1917 церковные школы были закрыты и должны были стать собственностью государства. Согласно декрету от 16.12.1917 о «гражданском браке, детях и ЗАГСе» церковные венчания и крещения были упразднены. Общинам больше не разрешалось проводить церковные обряды, посвящённые рождению, заключению брака и смерти. Общинам и пасторам нельзя было больше выдавать свидетельств на немецком языке. 21.01.1918 был принят декрет об «отделении государства от церкви и школы».

Жизнь пастора и церковного совета строго регламентировалась государственными структурами. Община в Ярославле должна была предоставить местной комиссии по «отделению церкви от государства» инвентарную опись. Также община была обязана сообщать комиссии, если кто-то хотел совершить церковный обряд.

23.02.1922 был обнародован декрет советской власти о «национализации церковного имущества». Для воплощения этого декрета в жизнь руководство Ярославля совместно с официальной комиссией создали комиссию по национализации. В ходе национализации имущество всех лютеранских церквей округа было конфисковано. Большевики сделали из этого большой политический процесс. Лютеранская община в Ярославле была лишена всех богослужебных принадлежностей, в том числе чаши для причастия.

Положение лютеранских пасторов в советском государстве

Проведение антирелигиозной политики не только ухудшило положение лютеранских пасторов в России, но и способствовало уменьшению количества служителей.

Как и большинство пасторов, пастор Кёнигсфельд стоял перед выбором: остаться в России, лишившись при этом уверенности в будущем или оставить свою родную общину и найти мир в чужой стране. Церковные служители были объявлены советским государством вне общества. Они были лишены избирательного права и наряду с капиталистами, сотрудниками царской полиции, преступниками и душевнобольными были признаны ненужными, так как они не относились к людям, зарабатывающим физичесикм трудом. Они были объявлены контрреволюционерами и шпионами.

В 1924 году число лютеранских пасторов в России сократилось более чем вдвое. В 1918 году оставалось 209 пасторов, к 1924 году их было лишь 82. В первые годы советской власти из России выехало более 100 пасторов.

Пастор Кёнигсфельд решил выехать в 1923 году. Нельзя его в этом винить. На протяжении 20 лет советской власти из 350 лютеранских церковных служащих примерно 130 были репрессированы и около 40 из них были расстреляны или погибли в тюрьмах.

После отъезда пастора Кёнигсфельда в его церковном округе больше не было пасторов. Число членов общин постоянно сокращалось: верующие боялись приходить в церковь.

Четыре года последней, обманчивой надежды

С 21.06.1924 по 26.06.1924 в Москве состоялось первое заседание генерального синода Евангелическо-Лютеранской Церкви России. Синод утвердил устав Евангелическо-Лютеранской Церкви, она была поделена на пропства. К сожалению, после церковной реорганизации у общины не было ординированного пастора.

08.04.1929 вышел указ советской власти о «религиозных объединениях». Согласно этому указу запрещалось осуществлять социальную деятельность, что всегда являлось неотъемлемой частью лютеранских общин. Собрание религиозных объединений было теперь запрещено, как и раздача религиозной литературы. Этому последовало большое количество дальнейших ограничений.

Таким образом церкви в СССР была окончательно объявлена война. В СССР началось сражение ненависти с религией. Предводителем было «Объединение воинствующих безбожников», которое было создано в 1925 году.

В 30-е годы по всей стране было закрыто множество лютеранских церквей. Община в Ярославле также прекратила своё существование. В 1939 году все ещё оставшиеся лютеранские общины в стране были ликвидированы. Последнего лютеранского пастора арестовали в 1937 году. Однако, вера продолжила жить в сердцах и душах людей.

Современность

Евангелическо-Лютеранская община г. Ярославля была ликвидирована советской властью в 1934 году, а имущество общины национализировано. Здание Евангелическо-Лютеранской Церкви свв. Петра и Павла было перестроено в трёхэтажное.

В январе 1996 года началась пошаговая передача здания церкви в пользование общиной и 16 мая 1999 года здание было передано полностью. Ввиду сильного износа конструкций перекрытий было принято решение проводить постепенную сложную реконструкцию здания. В настоящий момент работы продолжаются, однако, за предыдущие годы был проведен сложный комплекс инженерных работ, что позволяет использовать здание в настоящий момент по назначению. В ближайшем будущем планируется поэтапное восстановление коммуникаций в здании.

Первым пастором после нескольких десятилетий запустения и запрета стал пастор Мартин Швайцер, из города Касселя (Германия), служил в общине с 1994 по 2005 г. Благодаря служению которого в общине возникли дружеские и партнерские связи между Евангелическо-Лютеранской общиной в Ярославле и Евангелическими общинами в Касселе, а также период активного созидания и восстановления связей ярославских лютеран с Церковью. Пастор Швайцер ушел в вечность 31.05.2008 г, община вспоминает пастора Швайцера с огромной благодарностью за его служение.

С 2012 года в общине служит пастор Иван Вячеславович Широков. Пастор Широков закончил в 2009 году Волгоградский Государственный Педагогический Университет, по специальности учитель биологии и химии. В этом же году поступил в Теологическую семинарию Евангелическо-Лютеранской Церкви в Новосаратовке, которую успешно окончил в 2012 году и был направлен руководством Церкви для прохождения викариата и дальнейшего служения в Ярославскую общину. Важнейшим событием за время служения пастора Широкова в Ярославской общине, стало освящение органа 4.10.2015 г. Духовой орган Paul-Ott Goettingen был подарен Ярославской общине Евангелической общиной Кассель-Брассельсберг и спустя несколько лет обрел новый дом в Евангелическо-Лютеранской Церкви свв. Петра и Павла г. Ярославля. Орган был освящен на торжественном богослужении архиепископом Дитрихом Брауэром. В настоящий момент органная музыка звучит не только на богослужениях, но и на концертах, которые проходят регулярно в теплое время года.

Анонс концертов